Основной и первостепенной задачей поисковых систем всегда был поиск необходимой пользователю информации и выдача её в удобном для пользователя виде (наиболее подходящая информация на первых страницах). Постепенно поисковые системы занимали свои доли рынка, привлекали новых и новых клиентов, увеличивали перечень сервисов и т.д. Следующей ступенью развития поисковых систем стала монетизация информационных ресурсов. И, как вполне логичный шаг, что как ни реклама в поисковых системах стала простейшим и надёжнейшим способом получения прибыли для поисковой системы.
Схема проста: владелец сайта через специальный интерфейс был в состоянии организовать рекламную компанию для своего сайта в поисковике. Что это могло быть, контекстная реклама или контекстно-медийная, выбор зависел от целей, которые ставились перед рекламной кампанией. Однако, стремительный рост отрасли компьютерных и информационных технологий дал серьёзный толчок развитию интернет коммерции, а вместе с ней и увеличению желающих давать рекламу своего сайта в поисковых системах. Одни владельцы сайтов подходили к вопросу основательно и вкладывали деньги в поисковую оптимизацию и продвижение, другие – продолжали вкидывать деньги в рекламу в поисковых системах.
Как показывает аналитическое исследование компании Foresee, удовлетворённость пользователей поисковыми системами за последний год значительно упало. Так, например, поисковая система Google в 2018 году имела 82 балла из 100 возможных по шкале удовлетворённости пользователями, а в 2019 уровень удовлетворённости составил уже 77 баллов, что на 5 баллов ниже, чем в предыдущем году, и в процентном соотношении составляет падение на 6,1%.
Потерю привлекательности поисковых систем аналитики связывают с «избыточным ростом рекламы» в них, что, по их мнению, «ухудшает пользовательский опыт». Подтверждение тому — результаты опроса пользователей поисковых систем, 22% из которых признались, что реклама является наименее привлекательным элементом информационного ресурса. Что в свою очередь подтверждает низкую конвертабельность рекламы в поисковых системах по сравнению с продвижением сайта в органической выдаче.