Обилие всевозможных товаров на прилавках магазинов приводит в замешательство не только покупателей, но и продавцов. Одних беспокоит вопрос – как выбрать дешёвый и качественный продукт, а других – как продать, иногда, правда, не очень дешёвый и не особенно качественный.
От того, насколько эффективно построена рекламная кампания, зависит покупательский спрос. Воздействие рекламы на потребителя заключается в формировании положительного отношения к определённому продукту и желания им обладать. Содержание её направлено на определённый контингент людей, которых можно объединить по различным признакам – социальным, экономическим, профессиональным или возрастным. По этим же признакам выбираются и методы воздействия. К примеру, для того, чтобы привлечь покупателей пожилого возраста, используют образы, непосредственно связанные с их молодостью, – изображения известных в то время артистов, предметов интерьера, аранжированные музыкой из ретро-шлягеров. Таким образом, ассоциации, связанные у людей с этим периодом жизни, в основном положительные, рекламодатели пытаются направить на свой товар. Использование понятий, которые относятся к наиболее ценным в обществе, – дом, семья, дети, долг, любовь, честность также можно отнести к очень распространённому методу. Реклама, построенная на сценах из жизни, семейных праздниках и традициях, вызывает положительные эмоции, и, соответственно, у потенциальных потребителей вырабатывается такое же отношение к товару, в рекламе которого использовались эти мотивы. Для размещения рекламной информации используются различные источники – страницы газет, буклетов, транспорт, всевозможные растяжки и баннеры. Но наиболее эффективной является теле- и радиореклама. Прежде всего потому, что область воздействия увеличивается в сотни раз. Радиореклама, по сравнению с печатной или наружной, не требует дополнительных усилий от потенциального покупателя, чтения или поиска. В то же время небольшая продолжительность радиоролика не позволяет запомнить все сведения о товаре и продавце, а слишком частые повторы вызывают раздражение и даже отторжение рекламной информации.
Телевизионная реклама по своему качеству и степени воздействия стоит на первом месте. Даже пресловутые интернет-поисковики создали для своих браузеров рекламные медиаролики. Отношение к телерекламе можно оценить и по одному из юмористических высказываний: “Люблю смотреть рекламу! Жаль, что её часто фильмами прерывают! ” Юмор, как известно, всегда затрагивает сферу наиболее популярную среди людей. Использование в медиарекламе компьютерной графики, технологии 3D, несомненно, привлекает огромное число покупателей. Сюжеты таких минифильмов дают мощный толчок для продвижения даже самого обычного товара. И дело здесь в том, что события, которые видит потребитель в рекламе, воспринимаются как реальность, а желание жить этой иллюзорной жизнью становится непреодолимым. Например, в рекламе косметических средств показ женского лица до использования крема и после воспринимается как единый процесс. У зрителей создаётся впечатление, что лицо приобретает совершенный вид сразу после применения этого крема, хотя на самом деле оно стало таким благодаря хорошей компьютерной графике. Американское влияние рекламы на потребителя в нашей стране ощущается очень отчётливо. Реклама в США соответствует национальной идее. Люди в телевизионных роликах улыбчивы, успешны, выглядят как голливудские актёры. Простая яйцерезка благодаря американским продавцам выглядит как важный стратегический объект, обладать которым должен каждый потенциальный мультимиллиардер. Российские же потребители, воспитанные на примитивных роликах “МММ”, всё больше поддаются влиянию американизированного направления рекламного маркетинга.
Тому подтверждением является огромное количество обманутых потребителей и вкладчиков, которые в погоне за звёздным шиком и богатством иногда теряют разум.